Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд

Лучший материал
месяца
недели

Эктремальное путешествие на край света — на окраину России в приграничную зону — на Курильские острова, а точнее на остров Кунашир, в Южно-Курильский заповедник.

Путешествие по Сахалину началось с посещения МВД в Южно-Сахалинске, чтобы забрать разрешение на вход в пограничную зону (которое я заказала на Госуслугах дней за 20 до вылета). Далее - автобус - и я в Корсакове, переночевав в отеле,  утром пошла в порт - и вот наконец плыву на теплоходе "Адмирал Невельской" к Курильским островам... С палубы вижу самую южную часть Сахалина, на которой установлен живописный маяк Анива.
Путешествие по Сахалину началось с посещения МВД в Южно-Сахалинске, чтобы забрать разрешение на вход в пограничную зону (которое я заказала на Госуслугах дней за 20 до вылета). Далее - автобус - и я в Корсакове, переночевав в отеле, утром пошла в порт - и вот наконец плыву на теплоходе "Адмирал Невельской" к Курильским островам... С палубы вижу самую южную часть Сахалина, на которой установлен живописный маяк Анива.
На теплоходе каюта у меня была 4-местная. В каждой каюте душ и туалет, телевизор с несколькими каналами. Завтрак, обед и ужин в столовой в определенное время, вечером работает буфет - чай, кофе, мороженое. Цены демократические. С палубы открывается прекрасны вид на море.
Первая остановка - остров Шикотан
Шикотан встретил нас туманом и совсем не летной погодой. Значит, и на Кунашире так же.
Погода на островах непредсказуемая. Поэтому за неделю моего отдыха на Курилах не всегда было солнце. Но и не всегда был дождь.
Входим в бухту острова Шикотан. Нас встречает кладбище затонувших кораблей.))) Многие сошли с теплохода, другие люди зашли. В основном это те, кто приехал сюда работать
Суровая архитектура рабочего поселка
Церковь около порта
Дорога в Южно-Курильске
В 18 часов я вышла на берег острова Кунашир. При тумане и дожде. В такую погоду не хотелось покидать теплоход и свою прекрасную каюту. Но раз я забралась уже так далеко, на границу с Японией... надо получать удовольствие от отпуска. Некоторые мне позавидовали бы - те, кто был в это время дома. И вот я иду пешком по улице вдоль залива, направляясь к офису заповедника, к кемпингу.
Кемпинг за сутки стоит 820 руб. по системе "все выключено", как я шучу... Но если без шуток. Что мы имеем за эти деньги. Палатка моя собственная. Имеем настил, которые не утопает в болоте при сильном дожде. Забор, через которые не ходят местные стала и отары. И через него не ходят отдыхающее местное население. Есть скамейка, место для газового баллончика. камни, которыми можно отбиваться от злых собак (а из на островах полно! и вес что-то охраняют!). Еще есть умывальник с холодной водой. Там можно мыться и брать воду для костра. Туалет тоже есть в виде деревянного традиционного русского строения. Но это нужно чуток пройти вдоль здания офиса. И это всё. А еще... Заряжать девайсы, кипятить воду в чайнике (абсолютно бесплатно), можно пять дней в неделю в рабочие часы. Но главное - тихо, никакой цивилизации, звезды на небе и шиповник вокруг.
Чертов палец
На следующий день спала я долго, ожидая, когда кончится дождь. Потом ознакомилась с коллективом заповедника, прогулялась по городу и сходила в пограничную зону - вдоль океана к скале под названием "Чертов палец".
Пугали медведями - но вот коровки на пляже, людей не боятся. Пляж заполнен водорослями, купаться опасно. Но еще тепло - конец сентября.
Верхняя часть скалы "Чертов палец"
Южно-Курильск - красивый город. На фото - та часть, где находятся склады, баня, офис заповедника, моя палатка и далее - городская огромная свалка. Есть в той стороне и другие поселки.
Конечно же, я посетила краеведческий музей.
Есть и памятники, посвященные войне.
Дальше этого памятника - склады, склады, свалки, злые собаки..
Так выглядит Южно-Курильск с другого берега. Видны красивые жилые дома.
Это тот самый "другой берег".
Иногда меня будили интересные звуки, проникающие в мою палатку - это работали челюсти моих соседей. Они подстригали траву.
Красивые котики везде в городе. Их кормят у продуктовых магазинов.  Бродячие собаки ничего не охраняют - поэтому их боятся не стоит. А вот те собаки, которые в воротах складов и свалок торчат без привязи - мимо тех надо проходить только с двумя увесистыми камнями - которые видно издалека. По обочине дорог таких камней полно - любого размера!
Красивые котики везде в городе. Их кормят у продуктовых магазинов. Бродячие собаки ничего не охраняют - поэтому их боятся не стоит. А вот те собаки, которые в воротах складов и свалок торчат без привязи - мимо тех надо проходить только с двумя увесистыми камнями - которые видно издалека. По обочине дорог таких камней полно - любого размера!
В субботу был красивый восход. После этого я помчалась к 8 часам на автобусную остановку, чтобы поехать к мысу столбчатому и Медвежьей тропе. Маршрут называется "Тропа Столбовская". Остановка - напротив Дома русско-японской дружбы. (это гостиница, в которую я чуть позже переселилась).
Накануне я познакомилась с двумя туристами из Казани, которые и посоветовали мне пофотографировать восход - именно здесь, на Кунашире, восходит солнце первым. Потом уже в Японии.
Столбовская тропа. Бамбучник японский иногда был выше меня. Свистка нет. Сигнальных огней нет.  По тропе иногда ходит медведь. Но все это пока что кажется страшилками сотрудников заповедника.
Столбовская тропа. Бамбучник японский иногда был выше меня. Свистка нет. Сигнальных огней нет. По тропе иногда ходит медведь. Но все это пока что кажется страшилками сотрудников заповедника.
Медвежья (Столбовская) тропа
Около тропы встречаются интересные растения, похожие на зеленые волосы.
С одной стороны тропы - лес, на который не взобраться, а с другой - обрыв, в который скатываться совсем не хочется. Иду и понимаю, что при встрече с медведем с ним не разминуться.
Иногда на тропе встречаются информационные щиты с текстами про растения. И вот тропа закончилась - я вышла в горячим источникам. В них можно купаться. Но мне было не до этого.
Мне навстречу попадались люди со свистками. Наконец я вышла к морю.  Ветер срывал кепку, иногда моросил дождь.
Мне навстречу попадались люди со свистками. Наконец я вышла к морю. Ветер срывал кепку, иногда моросил дождь.
Иногда выходило солнце, освещая мыс Столбовский. Туда можно добраться во время отлива. Но нужно быстро уйти обратно, пока не начался прилив. Иначе всё.
Дорога сначала идет по песку, потом по таким камням. Чтобы добраться до мыса, нужно перелезть скалу, держась за натянутую веревку, применяя навыки скалолазания.
Вот такая веревка натянута на склон, с другой стороны скалы - такая же веревка. Она весьма толстая, но надо быть осторожным - после дождя камни скользкие, и надеяться приходится только на свои руки, чтобы не сорваться и не звездануться. Без сломанных ногтей, ссадин, царапин и мозолей отсюда не уходит ни один турист!
Такие интересные камни на мысе Столбовском.
На обратном пути мне повстречались туристы, которые видели медведя. И действительно, на песке появились следы.
Снова лес. Туристов уже больше. Даже в кемпинге нард ставит палатки и вешает на шею свистки (отпугивать медведя).
Обратно доехала на попутке. После обеда в городе прогулялась на маяк. Оттуда вот такой вид на океан и Чертов палец. Где-то там моя палатка и туристы из Казани, которые свою палатку поставили около пляжа. Они приехали на остров на две недели! Уже были на основных достопримечательностях, и даже пережили несколько дней сильных дождей.
На другой день, в воскресенье, тот же автобус довез меня до той же стоянки, Столбовская тропа была направо, а налево, преодолев препятствие (вот он - туризм по-русски!), а именно ограждение дороги, можно найти среди деревьев информационный щит о том, что тут начинается маршрут к прекрасному месту - вулкану Менделеева! Все маршруты на Кунашире и Сахалине прекрасно оборудованы - в трудных местах натянуты веревки, чтобы легче было забираться на крутой склон или переходить речку по скользкому бревну. Все максимально удобно и вместе с тем приближено к естественной среде обитания! Плата за вход на маршрут не взимается!
Это тропа к вулкану. Вы не видите ее на фото? В реале ее тоже не видно - но тропа - это то, куда может пройти человек. Если тропы нет - то человек через заросли не продерётся! Идти непросто. Бамбучник раздвигается, а сдвигаясь, бьет по лицу. Надо защищаться руками.
Еще немного крутого подъема, самого высокого бамбучника, и вот открывается ручей Серный - интересные цвета приобретают камни. Купаться в нем можно. Но мелковато. На этом маршруте туристов побольше.
Ручей Серный. Еще чуток подняться - и перед глазами открывается шикарное  необыкновенное неземное зрелище - фумарольное поле Струи горячего воздуха, т. е фумаролы, кстати, видны трассы.
Ручей Серный. Еще чуток подняться - и перед глазами открывается шикарное необыкновенное неземное зрелище - фумарольное поле Струи горячего воздуха, т. е фумаролы, кстати, видны трассы.
Вот такое фумарольной поле.
Я позволила большой кампании туристов обогнать себя. Как позже оказалось, это не туристы, а те, кто работает на острове. Вот такое фумарольной поле.
Сначала было боязно ходить, зная, что под землей вулкан, газ, сера и клокочущее раскаленное расплавленное чрево планеты.
Запах необыкновенный!
Нет слов - одни эмоции!
Для масштаба нет людей - но это очень большой камень, на котором загадывают желания. примерно 8-10 м высотой.
Остатки японского серного завода. А сейчас сюда ходит любой желающий.
На следующий день, в понедельник, шел наконец-то автобус в сторону вулкана Головнина - то есть на другую часть острова. Автобусы на Кунашире ходят не каждый день, не в любой час. Ходят очень редко. Мои друзья туристы из Казани тоже поехали. Хотели мы взять гида  на троих, но гида не нашлось. Сказать правду, маршрут к вулкану Головнина - самый простой и самый безопасный, и медведей там нет вообще. Но чтобы пойти, нужно заплатить за вход на территорию заповедника 500 руб. Это можно сделать в офисе (в рабочие дни) или же на месте - по дороге встречается пропускной пункт с беседкой для отдыха.
На следующий день, в понедельник, шел наконец-то автобус в сторону вулкана Головнина - то есть на другую часть острова. Автобусы на Кунашире ходят не каждый день, не в любой час. Ходят очень редко. Мои друзья туристы из Казани тоже поехали. Хотели мы взять гида на троих, но гида не нашлось. Сказать правду, маршрут к вулкану Головнина - самый простой и самый безопасный, и медведей там нет вообще. Но чтобы пойти, нужно заплатить за вход на территорию заповедника 500 руб. Это можно сделать в офисе (в рабочие дни) или же на месте - по дороге встречается пропускной пункт с беседкой для отдыха.
Со смотровой площадки по дороге видно озеро Горячее.
Берег озеро Горячего. Вот это и есть кальдера вулкана Головнина. Далее есть другой озеро - Кипящее, вода которого течет в Горячее.
Озеро Кипящее. Купаться нельзя - внутри струи кипятка и горячего газа. Не говоря уже про то, что в воде вся таблица Менделеева.
Вид с холма на озеро Кипящее - внизу так называемая "Чертова сковородка" - самое горячее место озера.
Чертова сковородка
Озеро Кипящее
После кальдеры вулкана друзья показали мне баню, где можно помыться и постирать вещи после лазаний по лесам и болотам. Последняя моя ночь в кемпинге. Завтра переселяюсь в дом русско-японской дружбы. Обычно он заселен японцами, но сейчас из-за ковидных ограничений там отдыхают русские - туристы и командировочные.
Храм Святой Живоначальной Троицы в Южно-Курильске
В последний день друзья из Казани уехали купаться в горячих источниках, а я пошла бродить вдоль океана. Погода портилась. Ожидались дожди... Табун ничейных лошадей было направились ко мне. То ли хлеба ожидали - не знаю. Я перетрусила и дала крюк в сторону свалки. Дошла до Чертова пальца, потом до второй скалы такой же формы.
Птички на берегу клевали мертвую рыбу.
Пришло время расставаться с островом. Теплоходы, кстати, тоже далеко не каждый день плавают на Курилы и обратно. В день отъезда пошел сильный дождь, поднялся ветер. Когда отплыли - начался шторм. Вечером всех укачало, я напилась драмины и легла спать. Ночью оказалось, что мы стоим в тихой бухте и пережидаем шторм вместе с другими судами. А утром шторм стих, появилось солнце и мы прибыли на остров Шикотан, в п. Малокурильское.
После Шикотана "Адмирал Невельской" плывет снова к Кунаширу и огибает его около вулкана Тятя. Есть теплоходы с разными маршрутами, можно распланировать свой отдых по-другому и на других островах. В итоге теплоход наш прибыл в порт города Корсакова не поздно вечером, а утром, опоздав на 15 часов. Я сразу села на автобус и поехала в Южно-Сахалинск.